Краское описание положений строительных правил. Строительные нормы РФ - что необходимо учитывать? строительство

Разработка современных и эффективных строительных норм для зданий, на сегодняшний день является одной из важнейших задач, способствующих устойчивому функционированию и развитию строительной отрасли в РФ. В настоящее время ведутся работы на федеральном уровне по формированию обязательных к применению Сводов правил, СНиП и др. документов направленных на энергосбережение и внедрение зеленых стандартов в строительство. Вместе с тем одним из важнейших и определяющих приоритетов данного направления является создание Системы стандартизации, на базе Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Данная Система создавалась в рамках реализации положений федерального законодательства и ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

    Разработка строительных норм и правил в Российской федерации.

    Строительные нормы рф

    Разработка современных и эффективных строительных норм для зданий, на сегодняшний день является одной из важнейших задач, способствующих устойчивому функционированию и развитию строительной отрасли в РФ. В настоящее время ведутся работы на федеральном уровне по формированию обязательных к применению Сводов правил, СНиП и др. документов направленных на энергосбережение и внедрение зеленых стандартов в строительство. Вместе с тем одним из важнейших и определяющих приоритетов данного направления является создание Системы стандартизации, на базе Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Данная Система создавалась в рамках реализации положений федерального законодательства и ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

    сметные нормы

    Система стандартизации должна обеспечить СРО строителей возможность устанавливать на основе стандартов НОСТРОЙ единые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, требований к процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), а также требований по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства.
    В настоящее время приняты и рекомендованы к использованию стандарты НОСТРОЙ: НОСТРОЙ 1.0 «Основные положения» и НОСТРОЙ 1.1 «Порядок разработки, утверждения, оформления, учета, изменения и отмены».

    Подготовлены перечни документов в области стандартизации (СНиПов) и национальных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р), применяемых для соблюдения требований регламента на обязательной и добровольной основе. При этом все работы по актуализации документов обязательного применения должны быть завершены до 01.07.2012.

    Программа стандартизации НОСТРОЙ предусматривает разработку 91 стандарта. Основной приоритет при этом – обеспечение нормативной базы проведения и контроля строительных работ, по которым выдаются допуска на право проведения работ. Программа имеет пять разделов: стандарты и рекомендации НОСТРОЙ, Своды правил (СНиП), межгосударственные строительные нормы, Еврокоды, научно-исследовательские работы (НИР).

    Программа  2011 включала работы по актуализации 16 СНиПов и подготовке экспертных заключений и комплектов документов для утверждения Минрегионом России 35 актуализированных СНиПов. Также в дополнение к Программе включена разработка и подготовка экспертных заключений для утверждения Министерством регионального развития РФ 11 межгосударственных строительных норм, обеспечивающих законодательную базу Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» ЕврАзЭС и Таможенного Союза.

    Разрабатываемые в настоящее время документы по Программе стандартизации 2011–2012 гг. охватывают более 100 видов работ по следующим, наиболее широко применяемым направлениям, влияющим на безопасность работ и объектов капитального строительства:

    • работы по организации строительного производства, подготовительные работы;

    • свайные работы и закрепление грунтов;

    • устройство и монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;

    • монтаж металлических конструкций;

    • монтаж деревянных и каменных конструкций;

    • устройство кровель;
    • фасадные работы;

    • устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;

    • устройство автомобильных дорог.

    Учитывая, что в соответствии с Уставом НОСТРОЙ должна быть обеспечена поддержка и стимулирование инновационной активности, содействие внедрению новейших достижений науки и техники, отечественного и мирового опыта в сфере строительства, в проект дополнений к Программе стандартизации Национального объединения включены разработки стандартов и рекомендаций, обеспечивающих применение:

    • инновационных технологий в сборно-монолитных железобетонных конструкциях;

    • инновационных материалов (неметаллических композитных) в строительных бетонных и геотехнических конструкциях.

    Так же по предложениям комитетов по системам инженерно-технического обеспечения и по освоению подземного пространства разрабатываются актуализированные версии СНиПов, не входящих в перечень документов обязательного применения, но нуждающиеся в срочной актуализации и необходимые для проведения строительных работ:

    • СНиП 3.05.0185 «Внутренние санитарно-технические системы»;

    • СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;

    • СНиП II23-81 «Стальные конструкции. Нормы проектирования».

    В целях всесторонней оценки разрабатываемых стандартов НОСТРОЙ согласовывает разрабатываемые стандарты со всеми заинтересованными структурами (профильные комитеты и региональные координаторы) внутри объединения, при необходимости – с другими национальными объединениями и органами власти, проводит экспертизу стандартов в техническом комитете по стандартизации ТК 465 «Строительство» и/или в других профильных ТК, а также публикует проекты стандартов на своем официальном сайте.

    В настоящее время разработаны и прошли все необходимые стадии обсуждения и экспертизы три стандарта НОСТРОЙ:

    • СТО НОСТРОЙ «Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Монтаж и пуско-наладка испарительных компрессорно-конденсаторных блоков бытовых систем кондиционирования в зданиях и сооружениях. Общие технические требования»;

    • СТО НОСТРОЙ «Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Вентиляция и кондиционирование. Испытания и наладка систем вентиляции и кондиционирования воздуха»;

    • СТО НОСТРОЙ «Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Устройство систем отопления, горячего и холодного водоснабжения. Критерии качества.

    В дальнейшем в Систему стандартизации будут включены альбомы проектных и технических решений, предварительные стандарты и другие документы, необходимые для продвижения инновационных проектов, распространения прогрессивных технологий и упорядочения деятельности членов НОСТРОЙ.

    Гармонизация с европейской системой технического регулирования.

    По поручению Минрегиона России НОСТРОЙ совместно с национальными объединениями изыскателей и проектировщиков подготовил проект комплексной Программы гармонизации российских и европейских нормативных документов в строительстве. Программа разработана на основе европейского руководства L «Внедрение и использование Еврокодов» и предусматривает принятие европейских норм в качестве национальных стандартов и сводов правил с национальными приложениями, проведение адаптации (испытаний, сопоставительных исследований) принятых решений, аттестацию программного обеспечения, сопоставительный анализ результатов применения стандартов и затрат на строительство, организацию обучения экспертов, персонала и студентов вузов и т. д. Программа в настоящее время активно реализуется при координации и финансовой поддержке национальных объединений.

    В 2010–2011 гг. проведены работы по переводу, техническому редактированию, сопоставительному анализу с российскими нормами и разработке национальных приложений по 40 частям Еврокодов (из 58 существующих).

    Одним из основных требований к будущему 3-му поколению Еврокодов является упрощение самих документов с точки зрения их понимания более широким кругом пользователей, а именно:

    • повышение однозначности понимания требований, установленных в Еврокодах;

    • максимально возможное исключение альтернативных требований;

    • исключение тех требований, которые не находят широкого практического применения.

    Таким образом, в России создается профессиональная система стандартизации в области строительства – Система стандартизации НОСТРОЙ, которая позволит:

    • обеспечить доказательную базу Федерального закона N384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также доказательную базу Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» ЕврАзЭС и Таможенного Союза;

    • обеспечить нормативную базу проведения и контроля строительных работ, по которым выдаются допуска на право проведения работ;

    • профессиональным организациям в области строительства устанавливать собственные стандарты с учетом современных технологий и материалов и контролировать их соблюдение;

    • обеспечить нормативную базу, необходимую для объективной оценки соответствия в Системе добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ;

    • обеспечить обоснованную гармонизацию с международными и европейскими стандартами и внедрение современных технологий в строительство;

    • повысить качество и конкурентоспособность предприятий строительного комплекса, а также результатов строительной деятельности, обеспечить экономию ресурсов.

    Современные нормы строительных работ и переход на европейские стандарты

     

    Необходимость работы по имплементации европейских норм в области строительства в России на сегодняшний день ни у государства, ни у представителей бизнеса не вызывает сомнения. Учитывая то, что Еврокоды являются инструментом для снятия торговых барьеров, такая работа нужна и ее итоги должны привести к расширению для России рынка строительных услуг, существенному притоку инвестиций в строительный сектор. Однако единое согласованное мнение государства и строительного сообщества по вопросу, каким же образом осуществить переход отрасли на европейскую нормативную базу, отсутствует.

    территориальные сметные нормативы

    В проекте решения прошедшего 2 декабря текущего года совместного заседания Президиума Коллегии Минрегиона России и Общественного совета при Минрегионе России на тему гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве, определено, что работа по гармонизации отечественных нормативных документов с международными и европейскими не может начаться без актуализации российских документов. При этом предполагается работа по обновлению отечественной нормативной базы с учетом Еврокодов. По факту такая работа уже ведется и на ее проведение Минрегионом России, Национальным объединением строителей, Национальным объединением проектировщиков и Национальным объединением изыскателей на условиях софинансирования были выделены средства.

    По итогам указанного заседания на сайте Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия была размещена статья, согласно которой АСР и ССЖД предполагается «создать «параллельную систему технического регулирования строительства в России», которая, фактически, подразумевает отказ от российских стандартов и строительных норм и правил и введение в действие на территории РФ Еврокодов».

    АСР и ССЖД не согласны с указанной формулировкой, навязанной Комитетом. Одномоментный отказ от российских стандартов и строительных норм и правил при имплементации Еврокодов на территории Российской Федерации не возможен. Необходимо создать условия, при которых строители и проектировщики вправе выбирать – применять им в целях обеспечения основных требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» отечественную нормативную базу, либо «легализированные» (принятые в статусе национальных стандартов) Еврокоды. Именно по такому пути пошли многие зарубежные государства.

    Принципиально важный момент — обеспечение соблюдения требований технического регламента путем применения только на добровольной основе отечественной нормативной базы в строительстве и предполагаемых к внедрению в Российской Федерации Еврокодов. Это позволит реализовать в строительстве Новый подход к технической гармонизации и стандартизации Евросоюза, модель технического регулирования которого признана на сегодняшний день как наиболее эффективная для международного сотрудничества. Более того, иное решение, например, включение Еврокодов в обязательный перечень документов в области стандартизации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р, либо в добровольный перечень, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 г. № 2079, при наличии обязательных СНиПов, здесь не допустим.

    Включая Еврокоды в статусе национальных стандартов в перечень документов в области стандартизации обязательного применения, обязательными к применению становятся и все стандарты на строительные материалы, на которые ссылается текст Еврокодов. Это заведомо противоречит Федеральному закону «О техническом регулировании», согласно которому в строительстве особенность технического регулирования установлена только в отношении зданий и сооружений. Включение же Еврокодов в статусе национальных стандартов в перечень документов в области стандартизации добровольного применения при наличии обязательных СНиПов не решит вопрос модернизации и инновационного развития отрасли, расширения строительного рынка для отечественных компаний, притока иностранных инвестиций в отрасль.

    Иной позицией обладают АСР и ССЖД по вопросу актуализации существующих в строительстве СНиПов. Их обновление с учетом требований Еврокодов является попыткой «совместить несовместимое». Несмотря на то, что и СНиПы и Еврокоды в первую очередь призваны обеспечить безопасность проектируемых зданий и сооружений, цели их все же разнятся. Еврокоды в отличие от СНиПов являются инструментом для интеграции стран-участниц Евросоюза. При этом их особенность – наличие только функциональных требований. В Еврокодах отсутствует детализированное описание способа выполнения технического решения, стиль их изложения способствует внедрению инноваций. Поэтому работа по имплементации Еврокодов в Российской Федерации и по актуализации СНиПов должна вестись отдельно, в противном случае реализация на практике актуализированных с учетом Еврокодов СНиПов не даст того положительного эффекта, какой ожидается от имплементации Еврокодов. Впустую будут затрачены и финансовые средства и время.

    Мнение АСР и ССЖД по этому вопросу разделяет первый вице-президента Национального объединений строителей Александр Вахмистров. На VIII Съезде строителей в декабре 2010 г. в Санкт-Петербурге им было отмечено следующее: «Считаю, что гармонизация, преобразование отечественных СНиПов и иных нормативных требований, постепенный переход к Еврокодам – большая потеря времени….в этом направлении нужны простые и понятные шаги: по ряду направлений деятельности смело внедрять европейские стандарты в проектировании и строительстве. Очень важно, чтобы эффективные с экономической и технической точки зрения проекты реализовывались на нашей территории. Новые, законодательно утвержденные стандарты откроют широкие возможности по применению современных технологий и материалов».
    Сегодня такой подход к имплементации европейских норм в отрасли очень важен для строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей, скоростных автомобильных дорог, высотного строительства, сферы энергосбережения и энергоэффективности, для которых вообще отсутствует отечественная нормативная база.

    При этом учитывая то, что значительно устаревшие советские СНиПы включены в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р перечень и существование их в том виде, в котором они находятся сейчас недопустимо, работа по их актуализации должна проводиться. СНиПы нуждаются в первую очередь в адаптации к новым российским реалиям и приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

    В целом реформа технического регулирования в строительстве идет сложно. Возможность реализации Нового и Глобального подходов ЕС в положениях Федерального закона «О техническом регулировании» обсуждается с момента его принятия. Но, несмотря на поручения руководства страны, на практике мало что предпринимается в этом направлении. До сих пор в строительстве существует перечень обязательных к применению СНиПов и ГОСТов, что идет в разрез Новому подходу ЕС, Директиве 89/106 ЕЕС по строительной продукции. Однако руководству страны и европейским коллегам представляют совершенно иную картину. Так, Руководителем Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Дмитрием Пумпянским в присутствии Президента РСПП Александра Шохина на заседании Круглого стола промышленников Россия-ЕС, прошедшего в рамках Саммита Россия-ЕС 7 декабря 2010 г., было открыто заявлено о полной реализации в России Нового и Глобального подходов Евросоюза, что на взгляд АСР и ССЖД не соответствует положению дел в строительной отрасли.

    Важно и то, что обязательные к применению документы в области стандартизации делают невозможной реализацию в строительстве внесенных в конце 2009 г. в Федеральный закон «О техническом регулировании» беспрецедентных по значимости поправок, предусматривающих прямое применение в России международных и европейских стандартов после предварительной процедуры их регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. На прошедшем 14 декабря заседании Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России глава государства выразил желание получить данные о том, насколько сейчас стали использоваться эти стандарты: кто их применяет, есть ли какие-то проблемы с их применением, а также отметил важность их внедрения для строительной отрасли. В планах дальнейшее обсуждение указанного вопроса на следующем заседании Комиссии. Скорее всего, отчет будущего года о внедрении новых стандартов в строительной отрасли Президенту России на таком заседании будет неудовлетворительным.

    Проблемы строительства в России

     

    Строительные нормы и их нарушение

    Нарушения правил норм и строительства жилья выявлено в 11 российских регионах, заявил в понедельник министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. Он подчеркнул, что качество возводимого жилья необходимо контролировать. Дома, построенные с нарушением норм, будут вносить в специальный реестр.

    нормы в строительстве

    Среди регионов, уже включенных в реестр,  Иркутская, Брянская, Смоленская, Костромская, Московская и Вологодская области, Республика Тыва, Башкортостан и Карелия, Еврейская автономная область и Алтайский край.

    Еще в отношении восьми субъектов - Вологодская, Новосибирская, Тверская, Пензенская, Тюменская, Свердловская, Самарская области, Ставропольский край - проходят проверки, по их результатам будут приниматься решения о включении или невключении в реестр, передает "Интерфакс".

    Минстрой РФ начал разработку новых строительных правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Предполагается, что новые правила станут обязательными в I квартале 2015 года и позволят создать доступную среду для инвалидов — речь идет об увеличении размеров дверных проемов (с минимальных 0,9 м до 1,2 м), кабин лифта (с 0,6 м до 1,2 м; средняя ширина лифта сейчас — 0,9 м), создание системы навигации для слабовидящих и т.п.

    Как сообщили в Минстрое, соответствующие нормативы стройки зданий для инвалидов распространят на все новые сооружения. По оценкам экспертов, адаптация домов для маломобильных групп граждан повысит цену строительства домов экономкласса на 10–15%.

    По словам представителя Минстроя, сейчас только часть существующих строительных норм обязательна к выполнению (прежде всего, разделы, регулирующие вопросы противопожарной безопасности и организации дорожного движения). Хотя уже действует свод правил (СП) 59.13330.2012 о доступности зданий для инвалидов, он большей частью ности рекомендательный характер, следовательно, сейчас самое время эти нормы обновлять. От жесткого применения СНиПов отказались в 2009 году, когда контроль за отраслью был передан саморегулируемым организациям. В результате, как не раз констатировали наблюдатели, качество строительства упало, участились случаи аварий на стройках. СРО на замену СНиПам разрабатывали собственные стандарты, однако поскольку реальных рычагов давления у подобных организаций не так много, добиться из соблюдения всеми девелоперами практически невозможно. Поэтому сейчас Минстрой решил возродить и актуализировать единые стандарты для строительства.

        — В текущей редакции СП 59.13330.2012 не в полном объеме учтены требования к Санитарным нормам и правилам и сводам правил по обеспечению доступности людей с ограниченными возможностями передвижения к жилым и социально значимым объектам, — уточнили в ведомстве.

    Сейчас в рамках актуализации правил проводятся рабочие заседания с участием Минстроя и заинтересованных организаций и министерств (Минтруда, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество инвалидов и т.д.). Олег Рысев, председатель Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) говорит, что существующие правила морально устарели, при этом в основном носят рекомендательный характер. В результате сегодня большинство общественных зданий лишь частично доступны для инвалидов — как правило, всё ограничивается установкой пандусов.

    Похожие товары

    Компания реализовала множество проектов за 15 лет работы на рынке. Некоторые фото наших домов из профилированного бруса размещены в разделе «Фотогалерея» на нашем сайте.
    В состав бетона для изготовления шлакоблока, исходя из его названия, входят: шлак, зола, отходы (продукты, полученные в результате горения угля или других материалов).
     
    Копченые продукты отличает особенный аромат, удивительный и неповторимый вкус, привлекательный внешний вид.
     
    Для ручной рубки сруба используется только зрелая древесины зимней заготовки больших диаметров от 24см до 60 см.