Article

Как сделать своими руками поделки из древесины. Художественная резьба по дереву. Интарсия - художественная обработка древесины.

Для поделок из дерева лучше применять древесину с ярко выраженной однородной структурой. Например, таким материалом является липа, она имеет красивый белый цвет и ее легко резать вдоль и попрек волокон.

Токарное дело.

   Это разновидность механической обработки древесины. Токарные станки позволяют делать детали вращения. Обработка древесины издавна была популярным ремеслом, много мастеров занималось этим занятием. Они вручную делали деревянную посуду, веретёна, различную мебель, игрушки, прялки и так далее.

   Изделия из дерева часто используются в декоративном искусстве, как замечательный образец народно творчества. Токарное дело долго развивалось, сейчас оно уже не похоже на то, что было раньше, также развивалась и технология токарных работ по дереву. Сначала это были грубые изделия из дерева, которые использовались в качестве посуды, но со временем рос уровень мастерства, развивались инструменты, и постепенно токарное дело пришло к тому уровню, который мы видим сейчас.Поделки из древесины

   Все токарные изделия характеризует одна черта: они закончены, лаконичны, у них идеальная гладкая поверхность. Внешне они весьма красивы и не похожи на другие деревянные детали. Токарное дело можно использовать и при создании образцов скульптур или сувениров, варианты ограничиваются только фантазией мастера.

   Любую фигуру можно разделить на несколько основных деталей:

    куб,
    шар,
    конус,
    пирамиду,
    тор,
    параллелепипед.

Четыре из этих детали можно изготовить методом точения. Перед обработкой в токарном станке с изделия из дерева снимают кору, затирают трещины и подготавливают хороший, цельный кусок для работы. После завершения токарных работ можно увеличить выразительность детали за счёт разнообразной росписи. Этим часто пользовались древние мастера и продолжают пользоваться современные резчики по дереву и токари. Чтобы представит древнее искусство росписи достаточно вспомнить знаменитые русские матрёшки и хохломскую роспись, которая стала известна на весь мир. По этой технологии продолжают создавать ценные образцы искусства и современные сувениры.

   Точение деревянных изделий очень близко по своей технологии к токарным работам. У них общие принципы работы, инструменты и прочее оборудование. Токарными работами нужно заниматься в просторном помещении, в нём должен поместиться токарный станок и чтобы ещё оставалось немного рабочего пространства. Нужно соблюдать технику безопасности по освещению и другим аспектам, тогда работа будет безопасной.

Особенности работы с мозаичным набором

1. Для набора портрета используются безтекстурные участки шпона. Для передачи цвета и фактуры волос, одежды — очень выразительную тоновую текстуру шпона. Применяется волнистость шпона, переливы его участков, блеск сердцевинных лучей. Для украшений используют всевозможные пороки, свилеватости, применяют тонирование или ослабление (отбеливание) шпона. В соответствии с замыслом в наборных портретах используют те тона и рисунки волокон древесины, которые характерны для эмоционально-образного звучания.

2. Ель, как и сосна, плохо поддается отделке, зато склеивается хорошо. Древесина ели имеет много сучков, поэтому очень декоративна и успешно применяется в наборных работах.Поделки из древесины своими руками
3. Древесина мореного дуба высоко ценится мозаистами, так как хорошо полируется и имеет шелковисто-бархатный блеск. Древесина бука, в отличие от дуба, боится сырости, зато древесина молодого бука имеет светлую окраску, однотонную невыраженную текстуру и используется при наборе портретов.

4. Иногда в мозаичном наборе соседствуют твердые и мягкие породы древесины, поэтому при выполнении процесса шлифования у мозаистов возникают затруднения. Стараясь быстрее выровнять поверхность, неопытный мозаист сильно нажимает на участки из твердых пород, забывая, что рядом находится мягкая порода. Вследствие этого на мягких породах образуются большие царапины, полосы и другие дефекты. Поэтому не рекомендуется применять рядом в наборе твердые и мягкие породы.

5. При неправильном хранении строганый шпон коробится, трескается, выцветает, на нем появляются пятна, полосы. Это недопустимо. Шпон не должен терять эластичность, высыхать. Надо, чтобы влажность древесины составляла 12% при температуре 15…20° С. Влажность воздуха в помещении в среднем должна быть 65%. Лучше всего шпон сохраняется в пачках по 20 листов одинакового размера, сложенных по породам.

6. Иногда для мозаичных работ нужен шпон с оттенком под старое дерево. Для получения такого оттенка готовят раствор. В спиртовой уксус бросают куски стальной проволоки или гвозди. Через несколько суток раствор устоится и готов к употреблению. В него опускают несколько листов шпона одной породы дерева на три-четыре дня. После высыхания порода несколько блекнет, как бы осветляется, поэтому для получения желаемого тона необходимо брать немного темнее.

В заключение необходимо сказать, что подобно тому, как живопись выполняется по шагам, так и мозаичный набор. Особенности разные, но принцип один. Декоративно-прикладное искусство — это очень интересное искусство.

Декоративные материалы

Декоративная штукатурка. Чтобы выполнить декоративное покрытие под камень или дерево, в штукатурку следует добавить особые ингредиенты и посмотреть старинный сценарий свадьбы чтобы выполнить работу по старому стилю. В отличии от уже стандартных техник нанесения, данный процесс предполагает наличие большого мастерства у исполнителя. В интернете присутствует ролик, где пошагово описан весь процесс, однако гарантий нет, что у вас действительно получится выполнить данный процесс самостоятельно. По этой причине рекомендуется применить более простой способ имитации стен под камень или дерево.Поделки своими руками из дерева
Декоративный камень и керамическая плитка.  Укладку плитки следует доверить только профессионалам, а вот декоративный камень можно уложить и самостоятельно. Так как точность соблюдения шва в момент укладки не важна, главное, чтобы он был под старину, под натуральный камень. Оба материала укладываются на специальный клей, но камни больших размеров можно приклеить при помощи жидких гвоздей. Сформировавшиеся швы следует тщательно фуговать под цвет камня.

Декоративные панели и панели ПВХ. Они имитируют дерево и камень простым способом, если требуется сэкономить и выполнить ремонт достаточно быстро, лучше обращаться именно к ним. ПВХ панели устанавливаются или к обрешетке, или к направляющим планкам, данный процесс весьма прост. Декоративные панели можно монтировать к обрешетке или к стене либо сухим методом, либо на саморезы и дюбеля.

Панели из дерева. Данный вид панелей является натуральным материалом, по этой причине их внешний вид достаточно теплый и благородный. Перед закреплением панелей следует отшлифовать их, а после закрепления, покрыть лаком, до того замазав при помощи мастики или воска места крепления.

Данный вид панелей подойдет только для тех комнат, где не наблюдается высокая влажность и сырость. В ином случае, они будут служить не продолжительно, на них образуется налет даже при антисептической пропитке.

Токарно фрезерные работы по дереву

   Современное оборудование позволяет производить все токарные и фрезерные работы с большой точностью. Эти свойства обусловлены тем, что в современном мире огромное внимание уделяется именно точности исполнения. От каждой отдельно взятой детали во многом зависит долговечность и работа того или иного устройства. Так что теперь оборудование для фрезерования благодаря использованию программного обеспечения может производить даже самые мелкие элементы с высокой точностью.

   Это оборудование способно обрабатывать не только древесину, но и любой другой материал – сталь, чугун, титан и любые нержавеющие сплавы. Детали обрабатываются при помощи:Поделки из спилов дерева своими руками
    сверления,
    расточки,
    нарезки резьбы,
    проточки и  другими возможными техническими способами.

   Современное оборудование обеспечивает не только точность исполнения, но и чистоту поверхности.

   Токарно  фрезерные работы по дереву теперь тоже с тали боле точными и быстрыми. С использованием современного оборудования появляется возможность изготавливать совершенно любой формы, независимо от степени сложности. И качество готового изделия во многом будет зависеть от фрезы, которая используется для нарезки.

   Станки для работ по дереву ничем не отличаются от станков, специализирующихся на работе по металлу. И в том и в другом случае используется фреза, изготовленная из специального, очень прочного металла. Это позволяет производить обработку любых поверхностей с нужным результатом. 

Художественная резьба по дереву

В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах: " Во тёмном бору богатый дом стоит, весь убран, приукрашен", или "Крыльчушко красное, с точёными балясами, с переходами брусчатыми"!

 Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело, и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - резьбе по дереву.

Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни. В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.

Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.

С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Резьба по дереву - одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента.Поделки из дерева своими руками
Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещались на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое утилитарное значение и в то же время играли декоративную роль, выполняя обереговую функцию. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники - это и украшение дома, и его оберег.

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: 1) скульптурную; 2) плоскую; 3) рельефную резьбу Поволжья; 4) пропильную.

Скульптурная резьба свойственна северным  губерниям: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской. Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур. Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя. Двускатные кровли часто имели такую протяжённость, что одного охлупня было недостаточно. На крыши укрепляли два бревна корневищами в противоположные стороны, и каждое получало скульптурную обработку. Один конь глядел на улицу, другой - в лес! Скульптура завершала композицию фасада избы идеально. Коньки плыли над землёй в далёком небе на фоне изменчивых облаков. Древность происхождения мотива парного конька и вообще коня, как оберега, подтверждается археологическими находками.

Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в элемент декора. Конь - охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли сохраняется и в наши дни. Дань традиции и хорошему вкусу. Водоспуски дома украшались скульптурными изображениями звериных рогов, змееобразных голов и т.д. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Особенно часты их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от дурного глаза всех живущих в доме.

Плоская резьба - группа самых распространённых видов резьбы по дереву в 19 веке. У неё много названий и разновидностей: городчатая, долблёная, выемчатая, трёхгранно- выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью, создавая настоящее деревянное кружево! Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников. Сюжеты плоской резьбы 18-19 в.в. учёные связывают с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, были сильнейшими оберегами.

Рельефная резьба Поволжья в 19 веке особенно широко применялась в декоре жилищ Верхнего и Среднего Поволжья. Корабельная (барочная), глухая, долотная - это ещё распространённые названия рельефной резьбы Поволжья. Как выразительно точны эти названия! Этот вид резьбы отличается высоким рельефом, узоры преимущественно растительного орнамента. Мужское население Поволжья издавна занималось строительством речных судов - ладей, стругов. Корма богато украшалась резьбой по дереву. Постепенно многие резчики, украшавшие суда, стали применять свои навыки при постройке домов односельчан, получали заказы от горожан. Поэтому не удивительно, что многие мотивы корабельной резьбы постепенно переходили на фасады домов.

Корабельная резьба распространилась во всём Волго-окском междуречье. Коломенский деревянный дворец царя Алексея Михайловича, который строился в 1667-1668 гг., называли "восьмым чудом света". При его украшении резчики по дереву превзошли самих себя. Они украсили кровли, подзоры, крыльца, галереи, переходы, наличники окон тончайшей корабельной резьбой. Жаль, что дворец теперь живёт только в рисунках и наших воспоминаниях о прошлом. На всех этапах развития корабельной резьбы в Поволжье фризовые (лобовые) доски оставались самой важной деталью убранства дома, хотя талант резчика в полной мере раскрывался при исполнении всего комплекса декора жилища. Украшая резьбой наличники, ставни, подзоры народные умельцы использовали различные мотивы родной природы, но и не пренебрегали образами мифических, сказочных существ: русалками, птицами-сиренами с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львами с ветвью в лапах. Сирены - полуженщины-полурыбы - мифические существа в резьбе встречаются не только у русских, но и у мордвы. В чувашских сёлах можно встретить даже изображения человеческих фигур. И всё это острым топором и долотом!

К началу 20 века широкое распространение получил самый простой по изготовлению, не требующий современных инструментов, вид резьбы по дереву - сквозная (пропильная) резьба, которая выполняется с помощью пил различной конфигурации по нанесённому по доске рисунку. При определённой сноровке за неделю можно было выполнить декор дома. При сквозной резьбе рисунок (орнамент) стал главным определяющим элементом всей работы, как у мастериц известных на весь мир вологодских кружев.

   Есть путь в бессмертие для деревянной резьбы: сохранить мастерство, опыт, приёмы резьбы. Научить молодых резать по дереву. В сёлах и городах. Ведь строят же из дерева, из брёвен дома. Это в традициях русских - строить из дерева, резать кружева по дереву, украшать свои дома резными наличниками, крылечками.   Народное творчество - это истинная ценность. Резьба по дереву - его неотъемлемая часть. Русские не должны забыть, как резать по дереву. Создавать красоту своими руками - в крови нашего народа-умельца.

 

Интарсия - художественная обработка древесины.

Это фигурное изображение или узор, выполненный из пластинок древесины – различных по цвету, текстуре и врезанных в деревянную поверхность.

Нанесению лака предшествует ряд процедур, направленных на подготовку древесины к окончательной отделке. Речь идет о грунтовании и порозаполнении.

Изделие покрывают слоем грунтовки, чтобы уменьшить расход лака и воска, которые должны впитаться в поверхность. Поэтому грунтование можно считать первичным слоем отделочного покрытия.

Грунтовки бывают жидкие и густые. Первые применяют для обработки мелкососудистых пород древесины (березы, ольхи, липы), а вторые – для крупнососудистых.

Простыми считаются клеевые и масляные грунтовки, которыми обрабатывают поверхность резного изделия после отбеливания и перед вощением или лакированием. Из клеевых можно назвать водный раствор клея ПВА (в пропорции 1: 10). Его следует наносить кистью, внимательно следя за тем, чтобы не осталось ни одной непокрытой полосы. Высохшее изделие можно подвергать дальнейшей обработке.

Масляная грунтовка в большей степени подходит для мелкопористых пород, она делает текстуру древесины более заметной и выразительной, после чего изделие как будто светится. Такой эффект особенно характерен для ольхи. Но нельзя не учитывать, что прозрачная отделка выявит все недостатки и ошибки резьбы. В качестве масляной грунтовки можно использовать горячее подсолнечное масло, которое наносят на поверхность изделия кистью или тампоном. Наилучшим считается проваренное льняное масло, которое подходит и для резной домашней утвари (хлебниц, солонок, досок и пр.), поскольку абсолютно безвредно.

Порозаполнители также используются для заполнения пор древесины (благодаря этому она дольше сохраняется) и мельчайших трещин, которые могут возникать в процессе резьбы. Подобные средства включают в свой состав древесные смолы и растительные масла.Поделки из древесиныЛаки для древесины на масляной основе являются наиболее качественными. Их единственный недостаток состоит в том, что им требуется больше времени для высыхания по сравнению с другими средствами. Поэтому перед нанесением очередного слоя лака нужно убедиться, что предыдущий хорошо просох. В противном случае на поверхности изделия образуются потеки и морщинки. Если же соблюдены все правила нанесения лака, изделие покрывается прочной блестящей пленкой, сквозь которое хорошо просматривается текстура древесины.

Масляные лаки можно использовать для обработки любых пород древесины. При этом необходимо пользоваться кистью или тампоном, мелкие изделия можно погружать в лак.

Если вы используете лак, который хранился долгое время и загустел, имейте в виду, что его расход будет больше и велика вероятность образования потеков. Поэтому предпочтительнее применять жидкий лак, по крайней мере, для первого покрытия, поскольку он хорошо впитывается в древесину. От консистенции лака зависит количество наносимых слоев: жидкий наносят до пяти слоев, а густой – не более двух.

Готовое изделие подвергают также полировке. В первый раз полируют смесью нитролака и политуры, взятых в пропорции 1: 1. При этом совершают петлеобразные движения до достижения ровного блеска поверхности.

Если древесина пористая, то для ее полировки используют порошок пемзы, который наносят ватным тампоном. Чтобы он не прилипал к поверхности, на нее следует нанести немного вазелинового масла.

После первичной обработки изделие оставляют на сутки, затем шлифуют и еще раз полируют политурой НЦ314, после чего поверхность приобретает некоторый блеск. Когда на поверхности изделия выступает масло (это происходит примерно на третьи сутки после обработки) и она становится мутной, необходима завершающая полировка политурой, разведенной спиртом до концентрации 810 %. В результате такой обработки на поверхности изделия не остается следов масла, и она становится зеркально блестящей.

Очень важно наносить полирующий состав одинаковыми по толщине слоями и делать это легкими движениями, без усилия на тампон. Иначе происходит растворение ранее нанесенного слоя лака, ватный тампон начинает липнуть, и покрытие портится.

Законченное резное изделие можно обработать специальным защитным покрытием, которое сохранит его на длительное время, особенно если оно будет находиться на улице. Для этого можно использовать олифу, которая должна быть высокого качества, на основе льняного масла. Ее подогревают и наносят на сухую поверхность изделия.

После высыхания олифы наносят слой масляного лака. Защитить изделие помогут также антисептики, что особенно актуально для резных беседок, скамеек, качелей и т. п. Для этого их необходимо пропитывать в течение 1–2 ч.

Существует множество материалов для творчества, но поделки из дерева своими руками занимают особое место в прикладном искусстве. Древесина использовалась людьми издавна, этот природный материал сохраняет тепло деревьев и в то же время имеет огромное разнообразие текстур и оттенков. Поделки из дерева (фото которых представлены на нашей странице) всегда пользовались большой популярностью. Из древесины можно делать сувениры и украшения, подарки и игрушки, предметы интерьера и мебель, поделки из фанеры. Дря таких работ целесообразно сделать чпу своими руками, не помещает и лесопилка своими руками (если речь идет о промышленных масштабах).

Основой успеха поделки из дерева своими руками (фото) является правильный подбор материалов. Древесину условно разделяют по степени твердости на несколько групп: очень твердые породы, твердые и мягкие. К первым относятся белая акация, самшит, граб и тис. К твердым породам причисляют дуб, грушу, березу, клен, яблоню, кедр и орех. А мягкими считаются сосна, ольха, осина, ива, липа, ель и тополь. Кроме того, необходимо правильно подобрать инструменты. Например, электролобзик своими руками собранный, ничуть не хуже приобретенного. Решать вам.

Для поделок из дерева лучше применять древесину с ярко выраженной однородной структурой. Например, таким материалом является липа, она имеет красивый белый цвет и ее легко резать вдоль и попрек волокон. Если требуется долговечное изделие, то лучше использовать твердую древесину, например, березу. А вот древесина хвойных пород деревьев – ель, пихта и сосна – имеет ярко выраженную структуру, но непригодна для мелких работ. Из особо твердых пород – самшита и тиса – изделия лучше изготавливать не токарном станке, так как они плохо поддаются ручной обработке. Несложные изделия можно изготавливать даже из засохших веток деревьев подходящего размера.

Подставка для цветовЧто можно сделать из древесины?

Своими руками поделки из древесины схемыДля такой подставки используют подходящую ветку длиной 1-1,5 метра. У ветки должен быть черенок толщиной 50-60 мм, а от него ответвляться еще три ветки потоньше – 30-40 мм. Толстую часть черенка отпиливают так, чтобы осталось около 200 мм, а тонкие ветки обрезают на длину 600 мм. Ветку переворачивают черенком вверх и ставят на ровную поверхность. Из фанеры толщиной 8 мм выпиливают круг диаметром 200 мм и прибивают его к центральной части торца ветки. Затем подставку очищают от неровностей и шлифуют наждачной бумагой, а затем вскрывают прозрачным лаком в 2 слоя. Оригинальная подставка для цветов готова.

Подвеска для зонтов

сделай сам поделки из дереваЭта подставка для зонтов привлекает внимание своим необычным дизайном, такая вещь в вашей прихожей не останется без внимания. Изготовление такой подвески несложно, и вам не придется делать вначале макет своими руками.

Изготавливают ее из деревянного чурбана диаметром 100 мм. От него отпиливают заготовку длиной 200 мм и по центру ее выбирают стамеской насквозь прямоугольное отверстие размерами 50х120 мм.

Получившийся чурбан шлифуют и вскрывают лаком. С торцевых сторон подвески вбивают по гвоздю и к ним прикрепляют веревку или цепочку длиной 300 мм. Получившуюся подвеску вешают в районе вешалки или возле входа.

Ваза с кленовыми листьями

поделки из спилов дереваЭту необычную вазу изготавливают из кленового чурбана диаметром 150 мм и длиной 300 мм. В верхней части чурбана стамеской выбирают углубление для цветов и переходят к отделке стенок вазы. На наружную поверхность заготовки накладывают несколько штук кленовых листьев и обводят их по контуру. Прорезают резаком их контур и затем снимают вокруг них слой древесины толщиной 2-3 мм и делают таким образом листья объемными. Острым гвоздем наносят по фону вазы точки в произвольном порядке. На кленовых листьях прорезают канавки в виде прожилок. После этого вазу шлифуют сначала крупнозернистой шлифовальной бумагой, затем мелкозернистой. Отверстие вверху чурбана покрывают мебельной морилкой, а потом все изделие необходимо натереть разогретым воском.

Есть множество интересных поделок, которые вы можете сделать самостоятельно, например, видео поделки из спичек или видео поделки из пластиковых бутылок.

Back to Top