Самолет миг 15 - описание основных характеристик, варианты комплектации и немного истории создания. строительство дома

 

Переоборудование выделенных военными двух УТИ МиГ-15 в опытном производстве ОКБ-155 завершили в августе 1953 года, после чего машины отправили на заводские летные испытания.

    Самолет миг 15  УТИ (СТ-7) (ОКБ Микояна, Гуревича)

    Производитель      ОКБ Микояна, Гуревича
    Модель     МиГ-15УТИ (СТ-7)
    Страна     СССР
    Тип     Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик
    Год     1953

    Общая информацияДвигатель миг 17
    В марте 1952 года успешно завершились государственные испытания радиолокационной станции (РЛС) РП-1 "Изумруд", разработанной в НИИ-17 под руководством главного конструктора В.В.Тихомирова. Эффективность станции при стрельбе по невидимой цели практически совпала с эффективностью стрельбы с оптическим прицелом АСП-3Н в дневных условиях, и превзошли эффективность РЛС "Коршун" при стрельбе в сходных условиях в 6-7 раз. Таким образом, появилась возможность в полной мере применить одноместный истребитель для перехвата самолетов противника и ведения прицельной стрельбы по ним независимо от условий видимости. Новая станция обеспечивала обнаружение и индикацию воздушных целей в передней полусфере в пределах ╠60° по азимуту и +26° и -16° по вертикали на дистанциях до 12 км. Причем дальность обнаружения (в хвост) бомбардировщиков Ил-28 и Ту-4 составила соответственно днем 5,6 и 7,7 км, а ночью 8,4 и 11 км.

    Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС №2460-933 от 24 мая 1952 года и приказом МАП №624 от 2 июня 1952 года было принято решение о запуске в серийное производство на заводе №287 опытной партии РЛС РП-1 "Изумруд", в том числе и для проведения войсковых испытаний станции на самолете МиГ-17 в варианте истребителя-перехватчика. Наряду с разработкой истребителей-перехватчиков МиГ-17П и МиГ-17ПФ предписывалось также оборудовать новой РЛС два самолета УТИ МиГ-15 и передать их военному министерству, в том числе одну машину для контрольных испытаний, которые планировалось провести в феврале 1953 года. К разработке эскизного проекта учебно-тренировочного истребителя-перехватчика, получившего шифр СТ-7, в ОКБ-155 приступили в июле 1952 года. В этом же месяце приказом МАП №836 от 18 числа переоборудование двух "спарок" поручили заводу №1 им. Сталина. Компоновочные чертежи размещения станции "Изумруд" в Куйбышев передали в сентябре. Однако работы по переоборудованию самолетов в IV квартале так и не были развернуты должным образом, а вскоре и вовсе прекратились в связи с изменением тематики завода №1, который сворачивал выпуск истребителей и переходил на выпуск бомбардировщиков. В связи с этим, письмами МОП №М-40/1269 от 26 марта и №МО-42/1042 от 24 июня 1953 года коллективу ОКБ-155 предлагалось самостоятельно оборудовать оба самолета.

    Переоборудование выделенных военными двух УТИ МиГ-15 в опытном производстве ОКБ-155 завершили в августе 1953 года, после чего машины отправили на заводские летные испытания. Однако 15 сентября первый экземпляр СТ-7, пилотируемый летчиком-испытателем К.К.Коккинаки, при выполнении полетного задания потерпел аварию по причине невыхода из штопора и был полностью разрушен. Для окончания программы заводских испытаний специалисты ЦАГИ провели исследования модели самолета на штопор согласно рекомендации аварийной комиссии. В апреле-мае 1954 года второй экземпляр СТ-7 прошел контрольные испытания в ГК НИИ ВВС, но с неудовлетворительными результатами. Военные признали самолет непригодным для обучения летного состава ВВС пользованию РЛС вследствие того, что инструктору не была обеспечена возможность контроля работы обучаемого со станцией РП-1 "Изумруд" (поиск и обнаружение цели по экрану индикатора, сближение и прицельные атаки) и возможность практического показа обучаемому приемов работы с радиолокационным прицелом. Кроме того, при зашторенной передней кабине не обеспечивалась безопасность полета, так как обзор передней полусферы для инструктора был полностью закрыт.

    По мнению военных, для обеспечения более полного решения задачи обучения летного состава ВВС пользованию станцией РП-1 "Изумруд", необходим был учебный самолет с установкой обзорных индикаторов и прицельных блоков РЛС в кабинах инструктора и обучаемого. Однако к тому времени имелась только станция РП-1Д "Изумруд-3" с дублирующим обзорным индикатором, но без дублирования прицельного блока. Поэтому, учитывая острую необходимость получения в кратчайший срок для ВВС учебно-тренировочного истребителя-перехватчика специалисты ГК НИИ ВВС сочли, что самолет СТ-7 после соответствующей доработки все же мог быть использован для решения ограниченных задач обучения в части обнаружения, прицеливания и стрельбы по воздушным целям с использованием РЛС днем в простых метеоусловиях и за облаками. Чтобы самолет СТ-7 обеспечивал выполнение поставленной задачи, военные предъявили к нему следующие требования:Двигатель миг 17
    При этом военные отметили, что после доработки самолета может быть допущено ухудшение его летных данных в части максимальной скорости, скороподъемности, дальности полета и маневренности. Однако по технике пилотирования машина не должна заметно отличаться от серийного УТИ МиГ-15. В соответствии с новыми требованиями военных, а также на основании постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС №1651-747 от 9 августа и приказа МАП №523 от 23 августа 1954 года, коллектив ОКБ-155 приступил к доработке учебного истребителя-перехватчика СТ-7. Новую версию машины необходимо было предъявить на государственные испытания в I квартале 1955 года. 28 сентября 1954 года ВВС утвердили новые требования к учебно-тренировочному истребителю-перехватчику, в соответствии с которыми на машину, получившей шифр СТ-8, установили станцию РП-1Д "Изумруд-3" с двумя обзорными индикаторами и провели ряд доработок. Как и требовалось, установка блоков РЛС в основном была выполнена аналогично их размещению на самолете МиГ-17ПФ прошедшему контрольные испытания в ГК НИИ ВВС в апреле 1954 года. В передней инструкторской кабине установили обзорный индикатор станции РП-1Д и прицел АСП-3П с фотокинопулеметом ФКП-2, а в задней - пульт управления станцией РП-1Д, обзорный и прицельный индикатор, а также прицел АСП-3НМ с ФКП-2. Фотокинопулеметы ФКП-2 предназначались для одновременного фотографирования сетки оптического прицела, искусственной радиолокационной отметки и цели. Кроме того, задняя кабина снабжалась шторкой, которой могли закрываться сдвижная часть фонаря и обзор вперед.

    Модификация     УТИ МиГ-15 (СТ-7)
    Размах крыла, м     10,08
    Длина самолета, м     10,23
    Высота самолета, м     3,70Двигатель миг 17
    Площадь крыла, м2     20,60
    Масса, кг     пустого самолета     3760
    нормальная взлетная     5180
    Топливо, л     1500
    Тип двигателя     1 ТРД ВК-1
    Максимальная тяга     1 х 2700
    Максимальная скорость, км/ч:     -у земли     1020
    -на высоте     1034
    Практическая дальность, км:     980
    Практический потолок, м     14500
    Экипаж, чел     2
    Вооружение:     две 23-мм пушки НР-23

    Варианты и комлектации истребителя

    УТИ МиГ-15П «СТ-7»

    После успешного завершения государственных испытаний бортовой РЛС РП-1 «Изумруд» для истребителей-перехватчиков, в связи с чем появилась необходимость создания учебно-тренировочного самолёта для подготовки операторов РЛС и пилотов перехватчиков. Постановлением Совета Министров СССР №2460-933 от 24 мая 1952 года и приказом МАП №624 ОКБ Микояна предписывалось оборудовать два серийных МиГ-15УТИ РЛС «Изумруд».Двигатель миг 17
    К разработке ОКБ приступило в июле 1952 года, а в сентябре чертежи передали на завод № 1. Однако к этому времени на куйбышевском заводе производство спарок сворачивалось, и задача по переоборудованию самолётов была возложена опытный завод ОКБ. В июне 1953 проектирование было завершено, а в августе оба самолёта были завершены и переданы в ГК НИИ ВВС для государственных испытаний. 15 сентября первый из прототипов потерпел аварию и испытания были продолжены со вторым экземпляром. В мае 1954 года испытания были завершены с неудовлетворительными результатами. Военные были неудовлетворенны тем, что у инструктора отсутствовала возможность контроля работы обучаемого со станцией РП-1 «Изумруд» и возможность демонстрации обучаемому приёмов работы с радиолокационным прицелом. Поэтому от ОКБ потребовали создать учебный самолёт со станцией РП-1Д «Изумруд-3», которая имела дублирующий обзорный индикатор.

    УТИ МиГ-15П «СТ-8»

    В соответствии с постановлением Совета Министров СССР №1651-747 от 9 августа и приказом МАП № 523 от 23 августа 1954 года, ОКБ Микояна и Гуревича приступило к разработке учебно-тренировочного истребителя с РЛС РП-1Д «Изумруд-3» с двумя обзорными индикаторами, и сопряженным с нею прицелом АСП-3НМ. Самолёт был построен и проходил испытания в 1955 году, но развития проект не получил.

    УТИ МиГ-15ЛЛ «СТ-10»

    Самолёт под обозначением «СТ-10» являлся летающей лабораторией для испытаний катапультных кресел предназначенных для покидания самолёта на высоких скоростях. В перспективе эти кресла должны были устанавливаться на перспективные перехватчики ОКБ Микояна Е-2А, Е-5, Е-50, И-3У. При испытаниях, кресло с манекеном или парашютистом-испытателем катапультировалось из задней кабины, с места инструктора. В испытаниях было задействовано три «СТ-10» с бортовыми номерами «101У», «102У» и «401У». К 1956 году, по результатам испытаний были разработаны новые конструкции для ввода парашюта в воздушный поток, замки соединения с фонарём и механизм сброса фонаря.

    «СТК» Самолёт тренажер катапульты

    Массовое поступление в строевые части реактивных истребителей МиГ-15, оснащенных катапультным креслом, потребовало разработать машину, на которой летный состав мог бы тренироваться в аварийном покидании самолёта. Работу по проектированию на базе УТИ МиГ-15 машины для учебного катапультирования в соответствии с приказом МАП № 234 от 10 декабря 1953 года поручили коллективу ОКБ-918. Там был разработан эскизный проект самолёта, получившего шифр «СТК», макет самолёта изготовили на авиазаводе № 153 в Новосибирске при участии специалистов ОКБ-918. А в конце мая на заводе № 153 началось изготовление опытного экземпляра самолёта «СТК» и проведение летных испытаний. Предъявленный ВВС макет также был одобрен, и 1 июня его утвердила макетная комиссия.

    Благодаря ударной работе задание по созданию самолёта для учебного катапультирования было выполнено на месяц раньше срока, предусмотренного тематическим планом. В апреле 1955 года в ГК НИИ ВВС успешно завершились государственные испытания машины СТК, после чего самолёт был рекомендован для серийного производства. После устранения выявленных дефектов и проведения контрольных испытаний МиГ-15СТК был запущен в серийное производство на заводе № 99.

    Прочие опытные самолёты

    Как на МиГ-15 и МиГ-15бис, на МиГ-15УТИ проходили испытания многие новые системы, такие как СРО-1 «Барий-М», РСИУ-3 «Клён» и другие. Кроме того УТИ участвовал и в испытаниях других самолётов. Так, в конце 1959, начале 1960 годов, для испытания беспилотных самолётов мишеней Як-25МШ, был использован МиГ-15УТИ № 106216 на котором стояла станция управления посадкой.

    Похожим образом использовались и МиГ-15УТИ участвовавшие в разработке беспилотного самолёта мишени и разведывательного БПЛА Ла-17, а также самолёта снаряда КС-1 Комета. Эти УТИ получили шифр «СДК».

    Лётные характеристики и приминение  миг 15 ути

        Максимальная скорость:  
            на высоте 1000 м: 1015 км/чДвигатель миг 17
            на высоте 5000 м: 1010 км/ч
            на высоте 10000 м: 963 км/ч
        Скорость отрыва: 223 км/ч
        Посадочная скорость: 172 км/ч
        Практическая дальность: 950 км / 1424 км с ПТБ
        Практический потолок: 14 625 м
        Скороподъёмность:  
            у земли: 38,5 м/с
            на высоте 5000 м: 26,4 м/с
            на высоте 10000 м: 14,5 м/с
        Время набора высоты:
            5000 м за 2,6 мин
            10000 м за 6,8 мин
        Время / радиус виража:
            на высоте 2000 м: 32 с / 715 м
            на высоте 10000 м: 71,5 с
        Нагрузка на крыло: 240,8 кг/м²
        Тяговооружённость: 0,544
        Длина разбега: 570 м
        Длина пробега: 740 мДвигатель миг 17

    Вооружение

        Стрелково-пушечное: 1 × 12,7 мм пулемёт УБК-Э с 150 патр.
        Точки подвески: 2
        Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг

    Боевое применение машин в Корее

    Пауза в боевом использовании истребителей после Второй мировой войны продлилась всего 5 лет. Историки еще не успели дописать свои труды о минувших сражениях, как в небе над Кореей развернулись новые воздушные битвы. Многие специалисты назвали эти боевые действия своеобразным полигоном по обкатке новой боевой техники. Именно в этой войне впервые в воздухе свои возможности в полной мере проверили реактивные истребители и истребители-бомбардировщики. Особое значение при этом было уделено противостоянию американского «Сейбра» F-86 и советского МиГ-15.
    МиГ-15 – лучший истребитель Корейской войны
    Главные противники Корейской войны МиГ-15 и Сейбр» F-86

    За 3 года боевых действий в небе над Кореей советские летчики-интернационалисты из состава 64-го истребительного авиакорпуса провели 1 872 воздушных боя, в которых смогли сбить 1 106 американских самолетов из них около 650 «Сейбров». При этом потери МиГов составили лишь 335 самолетов.

    И американский «Сейбр», и советский МиГ-15 представляли собой первое поколение реактивных истребителей, оба самолет незначительно отличались по своим боевым возможностям. Советский истребитель был на 2,5 тонны легче, но лишний вес «Сейбр» компенсировал более тяговитым двигателем. Скорость самолетов у земли и тяговооруженность была практически идентичной. При этом F-86 лучше маневрировал на малых высотах, а МиГ-15 получал преимущество в скороподъемности и разгоне на большой высоте. Американец также мог большее время держаться в воздухе за счет «лишних» 1,5 тонн топлива. Основные бои истребители вели на околозвуковом режиме полета.

    Разные подходы у истребителей отмечались лишь в вооружении. МиГ-15 обладал куда большим секундным залпом за счет пушечного вооружения, которое было представлено двумя 23-мм и одной 37-мм пушкой. В свою очередь «Сейбры» были вооружены лишь 6-ю 12,7-мм пулеметами (в самом конце войны появились версии с 4-мя 20-мм пушками). В целом же анализ «анкетных» данных машин не позволял неискушенному эксперту сделать выбор в пользу потенциального победителя. Разрешить все сомнения можно было лишь на практике.Двигатель миг 17
    Уже первые воздушные бои продемонстрировали, что вопреки многим прогнозам, технический прогресс практически не изменил содержание и форму воздушного боя. Он сохранял все закономерности и традиции прошлого, оставаясь групповым, маневренным и ближним. Все это объяснялось тем, что в вооружении самолетов не произошло никакой революции. На борт новых реактивных истребителей перекочевали пушки и пулеметы с поршневых истребителей – активных участников последней войны. Именно поэтому «убойная» дистанция для атак осталась практически той же. Относительная слабость разового залпа, как и во время Второй мировой, вынуждала компенсировать ее количеством стволов истребителей, участвующих в атаке.
    МиГ-15 – лучший истребитель Корейской войны

    При этом МиГ-15 был создан для воздушного боя и полностью соответствовал своему целевому назначению. Конструкторы машин смогли сохранить идеи, которые были характерны еще для самолетов МиГ-1 и МиГ-3: скорость машины, высота и скороподъемность, что позволяло летчику-истребителю ориентироваться на ведение ярко выраженного наступательного боя. Одной из наиболее сильных сторон истребителя был его более высокий поражающий потенциал, что давало ему ощутимый выигрыш в основном этапе боя – атаке. Однако для победы необходимо было накопить позиционное и информационное преимущество на предыдущих этапах воздушного боя.

    Прямолинейный полет, который совмещал встречное сближение с целью с атакой, стал доступен истребителям лишь через 30 лет – после появления на самолетах ракет средней дальности и радиолокаторов. МиГ-15 сочетал сближение с целью вместе с крутым маневром и заходом в заднюю полусферу. В том случае, если «Сейбр» замечал советский истребитель на отдалении, он стремился навязать ему маневренный бой (особенно на небольших высотах), который для МиГ-15 был невыгоден.

    Хотя советский истребитель несколько проигрывал F-86 в горизонтальном маневрировании, это было не столь ощутимо, чтобы совсем отказываться от него при необходимости. Активность эффективной обороны напрямую связывалась со слетанностью пары летчиков и реализацией в бою принципа «щит и меч». Когда один из самолетов проводил атаку, а второй занимался прикрытием. Опыт и практика показывали, что согласованно и неразрывно действующая пара МиГ-15 практически неуязвима в ближнем маневренном бою. Также свою роль сказывал опыт, которые советские летчики-истребители, в том числе и командиры полков, получили еще во время Великой Отечественной войны. Построение этажеркой и принципы группового боя все еще работали в небе Кореи.

    Подробнее о миг 15 бис можно прочитать на нашем сайте.

    миг 15 ути миг 15 бис самолет миг 15

    Похожие товары

    Как сделать циркулярную пилу своими руками: схема и подробное описание. Какую пилу выбрать?
    Вы строите или уже построили дом. Каким бы он ни был, большим или маленьким, чтобы в нем было уютно и тепло круглый год, необходимо надежное и удобное отопление.
    Купить мини пилораму M5 – это значит купить более усовершенствованную версию, существующую с 1989 года.
     
    Остановив свой выбор на деревянном доме, следующим шагом будет подсчет стоимости такого дома.
    Все больше людей, желающих приобрести собственное жилье, склоняются к покупке или строительству деревянных домов и