Схема управления предприятием и организационная структура управления атп - разбираемся в деталях

Знание классификации расходов автотранспортного предприятия (АТП) облегчает ведение учета расходов по местам их возникновения. По технологическому назначению расходы делятся на основные и вспомогательные. Основные расходы непосредственно связаны с перемещением грузов автомобильным транспортом.

Видео

See video
See video
See video
See video

Фото

Схема управления предприятием и  организационная структура управления атп - разбираемся в деталях
Схема управления предприятием и  организационная структура управления атп - разбираемся в деталях
Схема управления предприятием и  организационная структура управления атп - разбираемся в деталях
Схема управления предприятием и  организационная структура управления атп - разбираемся в деталях
Схема управления предприятием и  организационная структура управления атп - разбираемся в деталях
Схема управления предприятием и  организационная структура управления атп - разбираемся в деталях
Схема управления предприятием и  организационная структура управления атп - разбираемся в деталях
Схема управления предприятием и  организационная структура управления атп - разбираемся в деталях
Схема управления предприятием и  организационная структура управления атп - разбираемся в деталях

Что представляет собой автотарнспортное предприятие

Автотранспортное предприятие (АТП) — организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.

Классификация автотранспортных предприятий
по роду выполняемых работ

    грузовые,
    пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковых автомобилей),
    грузопассажирские,
    специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).

по организации производственной деятельности

    автобаза — АТП малых размеров, как правило, вспомогательное подразделение крупного предприятия или крупной организации.
    автоколонна (автоотряд) — группа автомобилей, работающая в отрыве от основного АТП.
    автокомбинат — комплексное АТП с количеством автомобилей 700 и более, состоящее из основного предприятия и нескольких филиалов, расположенных в районах обслуживания перевозками.
    автопарк — АТП со стоянкой и техническим обслуживанием пассажирского транспорта общего пользования.

Классификация рабочих постов

Автотранспортное предприятие состоит из администрации и основных служб:

    эксплуатационной — организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и заданиями.
    технической — обеспечивает техническую готовность автомобилей к работе на линии, возглавляется главным инженером.
    обслуживающей — обеспечивает производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, уборку помещений и территории, контролирует качество технического обслуживания и ремонта.

Техническая служба включает следующие подразделения:

    производственно-вспомогательные цехи или участки: (агрегатный, слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, ремонта холодильных установок, шиномонтажный, кузнечно-рессорный, мойки и смазки, сварочный, медницкий, кузовной, малярный);
    зону текущего ремонта;
    зону первого технического обслуживания;
    зону второго технического обслуживания;
    зону ежедневного осмотра.

К обслуживающей службе относятся:

    гараж-стоянка,
    АЗС,
    контрольно-технический пункт.

Технологический процесс ТО и ремонта автомобиля осуществляется на рабочих постах. Различают два метода организации работ:

    на универсальных постах — все работы данного вида ТО или ремонта производится на одном посту группой рабочих-универсалов, либо рабочих разных специальностей,
    на специализированных постах — объем работ данного вида ТО или ремонта расчленён с учётом однородности работ или рациональной их совместимости.

Работы на постах могут быть организованы параллельно, либо образовывать поточную линию.
Организационная структура управления атп и  схема управления предприятием будет рассмотрена ниже

Структура управления автотранспортным предприятием

Осуществление системы планово-предупредительного технологического обслуживания и ремонта должно обеспечивать высокую техническую готовность подвижного состава при наименьших затратах на его содержание. Для надлежащей и четкой организации в производстве технической службы в крупных АТП получила распространение централизованная система управления производством (ЦСУП). Это прогрессивная система, интенсивно внедряющаяся в современных АТП.

ЦСУП пришла на смену существующей ранее агрегатно-участковой форме организации производства, которая постепенно изживает себя. Организационная структура технической службы автотранспортного предприятия при ЦСУП, принятая в Украине, приведена на рис. 3.

ЦСУП ТО и ремонта подвижного состава предусматривает:

1. Централизованное управление работой производственных подразделений отделом управления производством (ОУП)

2. Формирование производственных подразделений по техническому принципу, при котором каждый вид технических воздействий выполняет специализированное подразделение

3. Объединение производственных подразделений, выполняющих однородные работы, в производственные комплексы

4. Восстановление комплексом подготовки производства работоспособности снятых с автомобилей прицепов, агрегатов, узлов

5. Обмен информацией между отделом управления и всеми производственными подразделениями на основе двусторонней диспетчерской связи.

Техническая служба автотранспортных предприятий, объединения состоит из следующих отделов и подразделений:

— производственно-технический отдел (ПТО);

— отдел управления производством (ОУП);

— отдел главного механика (ОГМ);

— отдел материально-технического снабжения (ОМТС);

— отдел технического контроля (ОТК);

— комплекс подразделений, выполняющих техническое обслуживание и диагностику технического состояния автомобилей, их агрегатов и узлов (комплексный участок ТОД);

— комплекс подразделений, производящих работы по подготовке производства ТО и ТР (комплексный участок ПП);

— комплекс подразделений, выполняющих работы по ТР ( участок ТР).

Производственно-технический отдел АТП выполняет следующие функции:

— организует, ведет учет и анализирует техническое состояние автомобилей (прицепов), их агрегатов, узлов;

— корректирует режим механического обслуживания;

— составляет месячные (квартальные) планы работ ремонтного участка комплекса подготовки производства по восстановлению агрегатов, узлов, механизмов;

— составляет планы капитального ремонта автомобилей, агрегатов;

— разрабатывает планы и мероприятия по совершенствованию технологического процесса ТО и ТР подвижного состава;

— разрабатывает и проводит мероприятия по охране труда и ТБ.

Отдел управления производством — технического обслуживания и ремонта подвижного состава, обеспечивает сбор информации о наличии производственных ресурсов, объеме и характере работ, подлежащих выполнению.

Отдел главного механика обеспечивает содержание в технически исправном состоянии зданий, сооружений, энергосилового и санитарно-технического хозяйств, обслуживает и ремонтирует оборудование, оснастку, контролирует правильное их использование.

Отдел материально-технического снабжения осуществляет бесперебойное материально-техническое снабжение автотранспортного предприятия, составляет заявки по материально-техническому снабжению и обеспечивает правильную организацию работы складского хозяйства.

Отдел технического контроля осуществляет контроль качества работ, выполняемых всеми производственными подразделениями технической службы, в соответствии с техническими условиями и ТО и ремонт подвижного состава, а также качества продукции предприятий, услугами которых пользуется АТП.

Комплекс ТОД выполняет техническое обслуживание, сопутствующий ремонт и работы по диагностике подвижного состава.

Комплекс ТР объединяет участки, выполняющие работы по замене неисправных агрегатов, узлов, механизмов, крепежно-регулировочные и другие работы по текущему ремонту, технологически выполняемые непосредственно на автомобиле.

Комплекс ПП объединяет следующие подразделения: ремонтный участок, производящий работы по ремонту и обслуживанию снятых с автомобилей (прицепов) агрегатов, узлов, механизмов и изготовлению отдельных новых деталей

Классификация расходов на предприятии

 

Знание классификации расходов автотранспортного предприятия (АТП) облегчает ведение учета расходов по местам их возникновения. По технологическому назначению расходы делятся на основные и вспомогательные. Основные расходы непосредственно связаны с перемещением грузов автомобильным транспортом. К ним относятся расходы на основную заработную плату водителей с ЕСВ, расход топлива, смазочных и прочих эксплуатационных материалов, расходы на восстановление и ремонт автомобильных шин, амортизация по подвижному составу. Вспомогательные расходы включают расходы на техническое, производственно-техническое и хозяйственное обслуживание, а также управление производством. Образование расходов на техническое обслуживание связано с поддержанием подвижного состава АТП в технически исправном состоянии.

По экономической однородности расходы операционной деятельности группируются по элементам, которые характеризуют использование однородных ресурсов при выполнении транспортировки. Экономическими элементами расходов являются материальные затраты, расходы на оплату труда, ЕСВ, амортизация и прочие операционные расходы.

Па способу отнесения на себестоимость перевозок (работ, услуг) расходы делятся на прямые и косвенные. Прямые расходы — это расходы, которые можно непосредственно отнести на себестоимость того или иного вида перевозок (работ, услуг). На АТП такими расходами являются заработная плата ремонтных рабочих и водителей с ЕСВ, расходы на автомобильное топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, восстановление и ремонт автомобильных шин, ежедневное техническое обслуживание и текущие ремонты автомобилей, амортизация по подвижному составу. Косвенные расходы представляют собой расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость того или иного вида перевозок (работ, услуг), так как носят общий для АТП характер. Это расходы по управлению и обслуживанию производственного процесса. Распределяются косвенные расходы между отдельными видами перевозок (работ, услуг) пропорционально сумме основной заработной платы водителей или автомобиле-дням работы на линии.

По признаку связи с транспортным процессом расходы АТП подразделяются на переменные и постоянные. Размер переменных расходов прямо зависит от пробега автомобилей. К ним относятся расходы на автомобильное топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, стоимость восстановления и ремонта шин. Величина постоянных расходов, наоборот, не зависит от пробега автомобилей. В их состав входят расходы, связанные с обслуживанием и управлением деятельностью производственных подразделений, и расходы на обеспечение общехозяйственных нужд.
 
Себестоимость перевозок

В настоящее время на многих АТП при ведении учета применяют простой метод учета расходов по эксплуатации и содержанию грузового автотранспорта. В своей основе он предполагает обобщение совокупных расходов по объектам, видам работ и услуг, выявление и изучение в процессе контроля над расходами причин невыполнения плановых заданий, увязку расходов с объемом транспортных работ, организацией транспортного обслуживания, эффективность работы автопарка. При этом учет ведется по укрупненным объектам, то есть в целом по грузовому автотранспорту и статьям калькулирования, многие из которых неоднородны по своему содержанию. Так, например, в части амортизации основных средств учитывают амортизацию не только подвижного состава (относящуюся к переменным расходам), но и автогаража, его оборудования и других сооружений (постоянные расходы). Аналогично учитываются расходы и на текущий ремонт основных средств. Прочие расходы также неоднородны: одна их часть входит в общие для гаража (постоянные) расходы, другая — непосредственно в прямые (переменные) расходы отдельных марок грузовых автомобилей.

Все это указывает на объективную необходимость выделить в учете на отдельном аналитическом счете общие для гаража постоянные расходы на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта. На этом счете в течение месяца (года) следует собирать все расходы, связанные с содержанием и оборудованием грузового автотранспорта. В конце месяца они подлежат распределению по счетам расходов на работу автотранспорта (по типам и маркам автомобилей) пропорционально автомобиле-дням пребывания в хозяйстве, а внутри этих групп — пропорционально автомобиле-часам в работе, так как нормативы постоянных расходов рассчитываются на один час работы. Возникает их количественная зависимость от коэффициента выпуска автомобилей на линию (индивидуального для каждого автомобиля) и продолжительности рабочего дня одного автомобиля.

Ввиду того, что учет расходов по эксплуатации грузового автотранспорта, кроме грузовых автомобилей, включает автоцистерны, бензовозы и другие специальные автомашины, необходимо применять в учете ряд аналитических счетов, а именно для эксплуатации грузовых бортовых автомобилей, самосвалов, автомобилей специального назначения. При этом учет расходов следует вести отдельно по видам указанной техники.

В настоящее время на АТП широко используются автомобили специального назначения. Их объем работ не учитывается в тонно-километрах, в то время как расходы, связанные с их выполнением, относят в расходы по эксплуатации грузовых автомобилей. Это сказывается на уровне показателей использования грузового автотранспорта. Поэтому объем работ, выполненный специальными автомобилями, целесообразно учитывать по отработанному времени в часах, а заработную плату водителей таких машин рассчитывать за фактически отработанное время, причем работа каждой специальной автомашины должна быть отнесена к конкретному объекту учета производства. При этом расходы специальных машин должны ежемесячно списываться на соответствующее производство пропорционально отработанному времени в часах. Это позволит более точно распределить расходы между различными объектами автотранспортных работ и не завышать себестоимость выполненного объема тонно-километров по автопарку.

Контроль над формированием себестоимости транспортных услуг требует четкого взаимодействия экономических и технических служб. При этом первые должны давать информацию о процессах, формирующих себестоимость, а вторые — принимать решения, которые дают экономический эффект немедленно или в перспективе. Однако следует выбрать такой вариант наблюдения, который при минимальной трудоемкости дал бы максимальный эффект. Например, можно применять нормативный метод контроля над формированием транспортных расходов.

  Центры ответственности

Создание системы учета и контроля по центрам ответственности предполагает:

— выделение центров для закрепления ответственности;

— разработку смет для каждого центра ответственности, которые составляются с группировкой расходов на регулируемые и нерегулируемые;

— контроль над выполнением смет.

По регулируемым расходам определяется эффективность работы руководителя центра ответственности по контролю соответственных статей расходов.

При закреплении ответственности по расходам за работником АТП следует придерживаться следующих принципов:

— если специалист, руководитель подразделения в процессе производства использует топливные или иные материалы и своими действиями может повлиять на рациональное их использование, он может быть ответственным за расходы этих материалов;

— если лицо своими действиями может в значительной степени влиять на количество потребляемой тепло- и электроэнергии, оно может быть ответственным за расходы на энергоресурсы;

— если специалист, руководитель подразделения оказывает и использует услуги автомобильного транспорта, он должен отвечать за величину расходов по этим услугам;

— если специалист влияет на сумму расходов через подчиненных ему лиц, то на него также может быть возложена ответственность.

На АТП можно выделить следующие типы центров ответственности:

Центры расходов. Ответственность за расходы несет главный инженер и технический отдел: старший механик, техник по учету резины, техник по учету горюче-смазочных материалов (ГСМ), техник по учету технического обслуживания, ремонта автомашин и водители автотранспортных средств. По центру расходов должны составлять сметы расходов, вести управленческий учет и контролировать эти расходы. Центры расходов делятся на производственные, обслуживающие, организационные. Производственными центрами в АТП являются участки автотранспорта (погрузочно-разгрузочный, транспортно-разгрузочный и др.). К обслуживающим центрам относится авторемонтная мастерская, к организационным — расходы по управлению транспортным процессом, в том числе вспомогательным производством.

Центры доходов. Ответственность за выручку несут: бригадир ремонтной мастерской, бригадир водителей, механик гаража, старший диспетчер, начальник автоколонны, начальник ремонтной мастерской, начальник отдела материально-технического снабжения, инженер по безопасности движения, начальник отдела эксплуатации.

Центр прибыли. Отвечают за прибыль, то есть и за расходы, и за доход, главный инженер, старший механик, техник по учету резины, техник по учету ГСМ, техник по учету технического обслуживания, ремонта автомашин и водители автотранспортных средств, бригадир ремонтной мастерской, бригадир водителей, механик гаража, старший диспетчер, начальник автоколонны, начальник ремонтной мастерской, начальник отдела материально-технического снабжения, инженер по безопасности движения, начальник отдела эксплуатации.

Центр инвестиций. Ответственность несут директор, заместитель директора, бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел кадров.

Для того чтобы создать информационную базу для управления, усилить оперативные и аналитические свойства внутрихозяйственного учета и контроля, необходимо конкретизировать объекты по местам возникновения расходов и центрам ответственности (рис.):

1) центры ответственности, которые определяются в следующем разрезе: директор, главный бухгалтер, начальник ремонтной мастерской, заведующий складом ГСМ, старший диспетчер, механик, начальник автоколонны, водитель автотранспортных средств, инженер по безопасности движения, начальник пункта охраны здоровья;

2) места возникновения расходов автотранспорта, которые определяются в следующем разрезе: единицы автомобилей и отдельные виды перевозок (работ, услуг): погрузка, перевозка, выгрузка грузов, ежедневное обслуживание (ЕО), сезонное обслуживание (СО), техническое обслуживание первое (ТО-1), техническое обслуживание второе (ТО-2), текущий ремонт (ТР), средний ремонт (СР), капитальный ремонт (КР), ремонт запасных частей, агрегатов, узлов, шин, управленческие расходы. На АТП места возникновения расходов и центры ответственности различаются между собой в зависимости от выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ и использования материально-технических ресурсов.

Решая вопрос о степени детализации центров ответственности за операционные расходы, целесообразно учитывать следующие факторы:

1) организационную структуру управления АТП;

2) виды деятельности;

3) особенности технологии;

4) количество необходимых выделений центров расходов с учетом затрат труда на ведение учета по ним;

5) исключение возможности несения ответственности за расходы по данному центру ответственности несколькими лицами;

6) обязательное включение в центры расходов всех расходов, возникающих в процессе деятельности.

Из классификации центров ответственности можно сделать вывод об их условном выделении, так как на практике трудно разделить основные и функциональные, хозрасчетные и аналитические центры ответственности.

Практика учета расходов и осуществления внутрихозяйственного контроля свидетельствуют о целесообразности отнесения прямых расходов на центры расходов на основе соответствующих первичных документов. Кроме прямых расходов, на центры расходов относятся и косвенные расходы, которые вместе с прямыми расходами составляют себестоимость перевозок (работ, услуг) АТП.

Косвенные расходы подразделяются на два вида:

1) расходы, которые можно отнести на соответствующий центр ответственности;

2) расходы, которые возникли в других центрах ответственности и подлежат распределению между центрами расходов соответствующих производственных участков, где выполняются основные работы.

По каждому центру рассчитывают ставку косвенных расходов на условный объем перевозок центров расходов. Объем перевозок на АТП целесообразно выражать в тоннах или в прямой оплате труда автотранспортных рабочих, а грузооборот — в тонно-километрах. Прежде чем применить базу распределения косвенных расходов, целесообразно провести несколько экспериментальных расчетов и анализ достигнутых результатов и тем самым выбрать наиболее приемлемый метод.

В зависимости от способа осуществления учета и контроля центры расходов можно разделить на два типа: центр нормативных расходов и центр организационных расходов.

Каждый центр ответственности имеет свои «входы» и «выходы». Для центра ответственности по погрузке или выгрузке «выход» может быть измерен стоимостью оказанных услуг. «Входы» могут быть оценены по произведенным расходам. В этом случае система учета по центрам ответственности должна обеспечить возможность отделения расходов, контролируемых данным центром ответственности, от неконтролируемых им. При этом важным фактором может оказаться метод отнесения расходов на центр ответственности. Например, если расходы на ремонт оборудования распределяются на данный центр ответственности, то возможность контролировать эти расходы весьма ограничена. Но если они относятся пропорционально часовой ставке за каждый час отработанного времени и ремонт проводится по запросу ответственного исполнителя, то степень их контролируемости возрастает.

Все создаваемые и выделяемые центры ответственности можно разделить на две основные группы: локальные и координационные. Локальные группы центров ответственности непосредственно осуществляют воздействие на конкретные объекты контроля, а координационные — обеспечивают целостность всей системы внутрихозяйственного контроля. Учет по центрам ответственности заключается в системе сопоставления отчетов об исполнении смет путем сравнения сметных и фактических данных.

Таким образом, на АТП центрами ответственности являются директор, бухгалтерия, начальник автоколонны, начальник ремонтной мастерской, начальник отдела материально-технического снабжения, диспетчер, механик, водитель автотранспортных средств, инженер по безопасности движения, а местами возникновения расходов — организационные, производственные и обслуживающие подразделения.
 

Статус: 
Обработано


Популярное

 Техническое обслуживание пилы Под ТО пилы подразумеваются регламентные работы. В список работ по тех.обслуживанию пилы входит: чистка пилы, натяжение и заточка цепи, замена воздушного фильтра, очистка ребер охлаждения, чистка и регулировка карбюратора, замена свечи. Каждый производитель...
Орехово зуевская стекольная компания   ЗАО Полное наименование     Закрытое акционерное общество "Орехово-Зуевская стекольная компания" Адрес     Московская обл, Орехово-Зуевский р-н, Пригородный (Малодубенское с/п) п, 48 Регион    ...
Компания ками стеклообработка Общая информация Полное наименование организации    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КАМИ-КОМПЛЕКТ» Регион    Москва Адрес    109004, г Москва, пер Товарищеский, д 17, стр 1, пом I Генеральный Директор...
Борский стекольный завод и его продукция Борский стекольный завод (БСЗ) — стекольное предприятие, расположенное в городе Бор (Нижегородская область). Производитель полированного и автомобильного стекла (в том числе триплекса и сталинита). Также выпускает стеклянную посуду. Предприятие...
   

Вход в систему

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Популярное

Yandex.Metrica

Это интересно